В поисках Чигасовской обители

На минувшей неделе Клуб любителей путешествий Звенигорода побывал в очередном походе. Надо заметить, что, несмотря на уже солидный список «клубных» путешествий, ни один из них не повторяет предыдущие. И на этот тот раз поход носил туристическо-краеведческо-познавательный характер: путешественниками, вместе с которыми отправилась и я, предстояло не только пройти несколько километров по лесу, нам пришлось опуститься вглубь веков. А проводником и в историческом, и в самом что ни на есть географическом смысле стал археолог Института археологии РАН, сотрудник Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея, а также Пушкинского музея-заповедника в Малых Вяземах Алексей Алексеев.
 

Ориентируясь по, казалось, только ему известным признакам, Алексей Викторович привел любителей путешествий на поляну, где в 2005-2006 годах он участвовал в раскопках Введенского монастыря, по дороге познакомив туристов с другими не менее примечательными объектами. Нет конечно, я всегда подозревала, что ямы, и канавы, затопленные участки в лесу – дело рук человеческих, но что эти руки творили несколько веков назад ?.. Алексей показал нам небольшую канаву: то, что можно было принять за небольшую складку рельефа – археолог определил как межевую границу, которая еще при Екатерине разделяла части леса, угодий, а небольшое болотце, опять же как раскрыл нам глаза Алексей – не что иное, как пруд, из которого набирали воду жители ближайшей деревни. Там, где сейчас растут березки, да осинки – когда-то были пахотные земли, луга, стояли деревни, храмы, работали и жили люди.
Вот так, постоянно обращая внимание на окружающие нас артефакты, Алексей вывел туристов на поляну, где когда-то и располагался ровесник нашего Саввино-Сторжевского – Введенский монастырь. История того как он был обнаружен археологами заслуживает отдельного рассказа. Если говорить коротко, то в ходе скрупулёзной работы над архивными документами и картами XVII–XIX веков, где говорилось о существовавшем здесь монастыре, с помощью спутниковых фотоснимков в районе деревни Чигасово было обнаружено несколько полян, на которых предположительно мог располагаться монастырь. Археологи сделали пробные исследования, и на одной из них обнаружили культурный слой. А после того, как в ходе раскопок были найдены в большом количестве части окладов от икон, утварь, многочисленные надмогильные плиты и кресты, в том числе и те, что могли принадлежать только священникам или монашествующим (в которые вкладывались частицы мощей Святых) сомнений не стало - именно здесь и находился старинный Введенский монастырь. Также на поляне (тогда она была значительно больше – это сейчас заросла лесом) был найден колодец, и пруд, с которым связана еще одна легендарная история. Она гласит, что перед приходом поляков (как раз во времена Смуты монастырь был разорен и разграблен) на дно пруда были спрятаны колокола. Анализ воды в пруду, который сейчас превратился в глубокое болото, покрытое метровым слоем торфа, показал, что в ней присутствуют окислы железа, что может указывать на то, что там есть какие-то железные предметы. Узнать, что же находится там на самом деле и, возможно, поднять колокола древнего храма на поверхность – возможно, эту задачу решат археологи будущего. Главное, чтобы их не опередили черные копатели, которые сразу же налетели на поляну, как только стало известно о ее историческом прошлом. Хорошо, что археологам удалось вынуть из земли наиболее ценные предметы, а фундаменты и могильные плиты мародеров не интересуют.
Сейчас на поляне установлен дубовый шестиметровый крест, который напоминает о прошлом, сюда приходят верующие крестным ходом, это место часто навещают паломники.
Покинув поляну мы отправились далее, напились чистейшей воды из родника, немного перекусили на стоянке туристов, облюбованной группами выходного дня, прошли вдоль реки с неожиданным названием Халява, вышли к деревни Марьино, а там и до Введенского рукой подать. Жаль, что погрузиться в историю еще глубже нам не удалось – дорога к поляне, где находится, так называемый, комплекс Марьинских курганов, оказалась завалена упавшими, видимо, во время недавней бури деревьями. А ведь именно здесь вятичи и кривичи, хоронили своих сородичей, соблюдая при этом языческие обряды. Курганы обычно представляют собой искусственные насыпи куполообразной формы высотой от 0.3 до 3.5 метра и диаметром от 2 до 15 метров. Надо сказать, что неожиданные препятствия в виде упавших деревьев встречались нам довольно часто, заставляя проявлять чудеса ловкости, а подчас и идти в обход. Возможно, поэтому, в принципе, небольшой путь – пять-шесть километров оказался для звенигородских путешественников серьезным испытанием. Однако никто не ныл, а под конец уставшие, но неунывающие туристки запели песни – с ними идти легче и веселее.
Заключительным аккордом нашего путешествия стал дождь, точнее оглушительный ливень, который накрыл нас при выходе из автобуса, когда мы уже приехали в Звенигород.
 

Елена ПАНОВА
 

Историческая справка


В XV – 1-й пол. XVI в. в верховьях р. Халявы в 2,5 км от современного с. Введенского находился Введенский монастырь, упомянутый в разъезжей грамоте 1504 г. Это была небольшая пустынь, почти не оставившая после себя каких-либо исторических сведений. К середине XVI в. монастырь уже захирел и превратился в погост. В приправочном списке с писцовых книг Звенигородского уезда 1558–1560 гг. мы находим, что «на царя великого князя земле волостной погост, а в нем церковь Введение Пречистые. Пашни поповы четырнатцать четьи в поле, а в дву по тому ж, земля среднея, сена десять копен, пороснеку сорок чети» . В писцовой книге 1624–1625 гг. значится «пустошь, что был погост на царя и великого князя земле, на волостной, а в нем место церковное Введение Пресвятой Богородицы; пашни церковныя средние земли лесом поросло 14 четв. в поле, в дву потому ж, сена 10 копен, лесу пашенного 20 десятин» . Из этого документа следует, что во время польско-литовской интервенции начала XVII в. погост был разрушен и запустел. В 1879 году священник Георгий Иванович Фивейский сделал любопытное описание небольшой лесной поляны в урочище «Веденьё»: «По дороге от с. Введенского к деревне Чигасовой или к сей деревне от деревни Скорлотовой в I 1/2 версте, в местности, называемой пустошью Введеньем, находится в лесу поляна, на которой и была первая Введенская церковь, давшая название и самой пустоши. При входе на поляну прежде всего представляется небольшой холм, на котором в память бывшей церкви изстари стоит и поддерживается Введенскими крестьянами деревянный крест с иконой Введения во храм; вокруг холма земля представляется неровною, на ней много плоских ям, происшедших от осадка земли, – это было кладбище, которое, как извечно, по древнему обыкновению всегда находилось около церкви. Кладбище представляется подобием круга в 20 сажень в длину и столько же в ширину. На восточной стороне холма, на глубине 3 вершков находятся в земле надгробные белые плиты из белого камня с чеканкою на них по краям и по углам, но, к сожалению, подпись на них стёрлась, на одном из них остались в разных местах 2 буквы ничего не объясняющие. На северной, южной и восточной стороне кладбища, в некотором расстоянии от него, видны неглубокие ямы до 12 и одна глубокая, свидетельствующие о бывшем здесь некогда селении. При входе на поляну с правой стороны находится пруд около 10 сажен в длину и 6 в ширину, хотя и заросший травою, но с постоянною в нем водою; по средине пруда к южной стороне находится довольно глубокая яма с холодною водой. При начале леса, окружающего поляну, заметны полосы, которые служат знаком того, что земля на месте нынешнего леса была пахотная. <…> Первая Введенская церковь была деревянная и, судя по площади холма, на котором была построена, небольшого размера, – не более 5 сажень в длину и 3 в ширину. Из предания известно, что церковь имела утварь и при ней были колокола, внутреннее украшение церкви было весьма замечательно: иконостас был прекрасной греческой живописи…» По сведениям Г.И. Фивейского, во время Смуты храмовая икона Введения Пресвятой Богородицы была перенесена прихожанами в село Козино, где она хранилась до XIX в.
 

Из книги: «Церковные древности Звенигородской земли. Очерки церковной археологии» А.В. Алексеев.

Источник - газета "Звенигородские ведомости"